[Глава 1] ДРАЗНЯЩИЙ ГАРДЕРОБ

Штатный блогер VMPc в статье под номером 2 этого месяца устроил педантичный разбор всех элементов и аксессуаров в нарядах воинственных барышень, столь полюбившихся зрителям.

Пришла пора удовлетворить интерес моей подруги Дарьи, касающийся некоторых элементов гардероба женской половины главных героев ЭГО. Заодно и тщательно пройтись по одеянию, раскрыв всю глубину замыслов костюмеров. У меня скопилось достаточно фактов для данного материала.
Изначально я упоминал подругу в статье "Эстетика плотского", где удостоил оправдания откровенность боевых нарядов Сейлор воительниц. В одной из бесед с Дарьей, содержанием которой и явился облик героинь, я не смог внятно обосновать его специфичность, ибо не был достаточно осведомлён о работе художников по костюмам. Теперь же могу воздать дань их профессионализму, так как результат трудов заключается не столько в воссоздании каноничного образа, сколько в смысловой подоплёке его особенностей.

Стоит заметить, автор первоисточника Сейлор Мун оставила читателям право самим разгадать секрет внешнего вида персонажей. Конечно, большую роль в толковании играет и культура страны пребывания Наоко Такэути. Японская школьная форма своеобразна, и некоторые её детали сохранились в боевом облачении действующих лиц истории.
Даже само название отряда космических защитниц "Воины в матросках" содержит ключевой атрибут обмундирования.
Но, как разъясняет статья "Пантеон ЭГО. Внедрение", у заимствованных героев уникальная предыстория и родословная. То же касается одежды. Далее по тексту я докажу сей факт.

Начнём со школьной формы девчонок. Она идентична первоисточнику.
Второй фронтиспис из второго тома манги Pretty Guardian Sailor Moon и фото актрис «Лунных воинов», устроивших пикник в перерыве между съёмками

Но её вид объясняется местом действия. Полис – портовый город. А округ Джубан как раз охватывает всю территорию порта. Школа, где обучаются героини, раньше была речной академией. Но с девяностых годов XX века город стал прибежищем мафиозных группировок, которые стекались со всей Америки. Такой наплыв преступных элементов обусловлен, во-первых, удалённостью от мегаполиса, во-вторых, удобством доставки грузов с запрещённым содержимым через порт. Судоходная артерия, ведущая к Нью-Йорку, содержала промежуточный пункт на пути, коим являлся порт Полиса. На момент воцарения в городе власти криминала речная академия была перепрофилирована в старшую школу. Порт стал принадлежать кланам-держателям власти. Полиция не смогла препятствовать гегемонии преступных элит, так как оказалась насквозь коррумпирована за время их внедрения в жизнь города.

Заодно стоит осветить причину такого замысловатого именования района, где располагается школа главных героинь. Он называется аналогично оригиналу, но не имеет ничего общего с японской культурой. Название образовано от двух слов Jubilee one (словосочетание звучит на русском как "джубили уан"), что дословно переводится как "один юбилей", сокращённо Jubone, произносимое как "Джубан". Такая причудливость обусловлена единственным юбилеем, который отметила речная академия Полиса, существовавшая всего пять лет. После пятилетней годовщины открытия она была превращена в учебное заведение без привязки к морской тематике. Подготовка экипажей транспортных судов прекратила быть актуальной по причинам, описанным в предыдущем абзаце. Но форма учеников школы сохранила морскую самобытность. Именно поэтому девочки имеют матроски, как атрибут, отсылающий к "судоходному" прошлому места учёбы.

Теперь понятна специфика гражданской версии героинь, но что с их амуницией?
Логичнее начать обзор сверху, а именно, с прически лидера команды, но сперва необходимо рассмотреть взаимосвязь морской тематики с главным элементом экипировки, покрывающем тело. В качестве основы костюма Сейлоров выступает закрытый купальник. Закономерно предположить, что выбор связан со своеобразным облачением учащихся, ибо ассоциативно напоминает о связи с водой. На деле корпус воительниц облегает подобие купального костюма, но вовсе не является им. В данном случае всё объясняется удобством ношения такого типа одежды. Если приглядеться, легко заметить, что верхняя часть купальника представляет подобие доспеха, имеющего плечевую защиту. А вот основа мягкая и состоит из эластана – материала, не стесняющего движений. Что очевидно, если вспомнить о главном свойстве костюма – давать максимальную свободу телу в схватке. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на вариант одеяния, выбор которого подробно описан в статье "Об эстетичности в ущерб прагматизму".
Итак, выяснено: белый купальный костюм – современный эквивалент доспехов, верхняя часть защищает носительницу от поражения в область груди, наплечники закрывают от скользящих рубяще-режущих ударов. Нижняя половина позволяет двигать ногами, не стесняя промежности. Спортсменки, например, в области художественной гимнастики при посадке на шпагат используют подобное одеяние с той же целью.
А теперь необходимо придать смысловой значимости причёскам девчонок, как и обещано в начале обзора боевой амуниции.
Начать предстоит, конечно же, с Серены. Её конструкция на голове помимо декоративного назначения и экстравагантного вида содержит расшифровку имени. Известно, что героиню в оригинале зовут Усаги Цукино по причине упоминания места её фантастического прошлого. Азиатские народы в древности смогли рассмотреть при взгляде на Луну кролика, что живёт в Лунном дворце и круглогодично толчёт в ступе снадобье бессмертия. Отсылка к этой культурной интерпретации облика земного спутника и нашла отражение в имени лидера воительниц. Её умопомрачительные косы прямо указывают на родство с вышеупомянутым животным. К тому же, местоположение предыдущей инкарнации Серены как раз Лунный дворец королевства Серебряное Тысячелетие, что добавляет глубины мифической подоплёке легендарного имени. Справедливости ради необходимо сказать, что приведённое толкование никак не связано с мифологией ЭГО в отличие от остальных разъяснительных характеристик. Облик Сейлор Мун был сохранён в качестве прямого соответствия первоисточнику, и сценаристы не стали переиначивать древнюю легенду о лунном животном.

Златовласая Сейлор Венера исконно обаятельна. Подтверждает это свойство длинная шевелюра вкупе с миловидным личиком, чем рождает очарование при первом взгляде. А уж когда волосы поблёскивают, развеваясь и представая во всей красе, сложно устоять и не восхититься. Собственно, прототип зарождения героини – богиня любви и красоты обязывает выглядеть именно так.
Да и остальные барышни не менее великолепны, образуя квинтет разнообразия лиц, где каждый волен выбрать королеву красоты в зависимости от предпочтений.

Например, короткостриженая Меркурий цветом причёски прямо указывает на подвластную себе стихию. Ну, а выбор длины свойственен для обладательниц такого характера – в жизни Эми кроткая и скромная, полагается на интеллект и старается отдавать приоритет разуму в принятии решений. Ей нет нужды соблазнять и завоёвывать расположение женственностью, главный козырь подобных персонажей – врождённая дипломатия и обширная эрудиция. Правда, скромность с лихвой компенсируется гениальностью. А первая черта исключает высокомерие и излишний снобизм. Такие девушки привлекают в качестве отличных жён: всегда поддержат супруга и обеспечат надёжный тыл, окружив избранника семейным уютом и тёплой домашней атмосферой. Но Мидзун – холодный стратег и мозг команды, а облик является искусной маскировкой данных качеств.

Длинные чёрные волосы Сейлор Марс рождают ассоциации с чаровницей, получившей притягательную внешность от тёмных сил. Рэй в оригинале была жрицей, способной изгонять духов и узнавать будущее при взгляде на огонь. Чёрные вороны – спутники колдовской особы усугубляют её таинственность. Именно так должна выглядеть молодая чародейка – образ Рэй возникает в воображении при упоминании девушки, практикующей магические обряды.

Бойкая Лита Маккино иллюстрирует нрав причёской – вьющиеся каштановые волосы собраны в густой хвост. Для боя такая композиция на голове оправдана и максимально подходяща. Превосходное владение единоборствами тоже бросается в глаза при созерцании героини. Статность, уверенные движения, походка и рост выдают в ней умеющую за себя постоять и защитить невинных женщину. Она не сломится под давлением обстоятельств и не позволит упадку завладеть собой. Волевая и крепкая, владелица такого темперамента побуждает добиваться симпатии – разжигает в мужчинах "охотничий интерес".

На лбу воительниц красуется тиара, отсылающая к их благородной ипостаси. Становится понятно, что перед нами наследницы королевских кровей, истинные принцессы – обладательницы возвышенных и аристократических черт. Функцией закрепления этого впечатления обладают жезлы (первоначально эта особенность была упомянута ещё в февральской статье: "Также проясняется, почему королева настаивала на оформлении украшения в форме жезла – сам предмет навевает воспоминания об атрибутах царственных особ, служа символом власти"), совмещающие и оружейное назначение.

Возникает вопрос присутствия единого элемента на обмундировании. Если с подобием купальника мы разобрались, то матроска продолжает вызывать недоумение. Можно было обосновать её наличие преемственностью школьной формы – девчонки просто преображают гардероб, оставив "пространство для отступательного манёвра": при возвращении к привычному образу юбки удлиняются, банты уменьшаются в размере, как у Серены и Эми, или превращаются в разновидность галстука – у Мины; у Рэй и Литы – в эффектную бабочку, соединяющую воротник. Но, если вспомнить сцену «Лунных воинов» в локации Серебряного Тысячелетия, то вопрос остаётся актуален, ведь там космические принцессы, будучи в настоящем, а для событий фильма – историческом прошлом, имеют точно такие же боевые костюмы, хотя об их будущей земной инкарнации – учениц школы округа Джубан даже речи не может идти, на тот момент у девочек только два облика – королевский и воинственный. Справедливости ради уточню, что банты украшают и парадные платья, как можно было убедиться ближе к концу фильма «Героиня». Но наличие матроски добавляет морского антуража боевой экипировке и никак не вяжется с принадлежностью к элите обороны королевского дворца. А Сейлоры являются именно генералами лунной армии, что становится ясно по их состоянию в придворном штате королевы – они управляют её владениями во всей Солнечной системе в мирное время, при переходе к военному положению – получают высшее воинское звание и становятся во главе царской армии. Чуть выше по статусу Внешние воины – Сейлор Плутон, Уран, Нептун и Сатурн. Они вообще последний бастион обороны – защищают границы, не вступая в сражение на Луне, их функция – предотвращение вторжения воинственно настроенных гостей из космоса. Для обороны дворца существуют внутренние воины, они отражают атаку иноземного войска, как и показано в продолжении затронутого момента из ЛВ. И ведь внешние выглядят в боевой готовности, как внутренние: те же матроски; банты; юбочки; доспехи с наплечниками, покрывающие подобие купального костюма.
Если у принцесс Юпитера, Марса, Венеры и Меркурия есть парадные платья, у остальных четырёх защитниц таковых не замечено, ибо их предназначение сугубо военизировано, хотя каждая, аналогично ранее представленным, повелевает своей планетой. Но удалённость от центра Солнечной системы диктует правила соответствия исконному назначению – быть на страже границ.
В чате "Послы пансофизма" три раза был задан вопрос о наличии матросского воротника. Один из костюмеров фильма «Лунные воины» объяснил назначение этого элемента одежды, но ответ был редактирован и отсылает к данной статье. Пришла пора развенчать миф о морской подоплёке униформы.
Несложно догадаться, что матроска унифицирует костюмы воинов, а это, в свою очередь, указывает на их связь и принадлежность к стану защитников лунного королевства. Костюмер, разрабатывающий кинематографический облик космических хранительниц, оговорился в чате, что матроска представляет собой укороченный вариант плаща с лентой по краям. В начале формирования государства Солнечной системы королева Серенити, расширяя владения, наделила четырёх внешних воительниц одеянием с плащами, подобным тем, что были на Эндимионе и его свите.
Представитель свиты принца Эндимиона в своём одеянии

Симон Крайвен в образе принца Эндимиона  из «Лунных воинов». Рядом мультипликационный вариант облика из аниме

Когда первая делегация с Земли посетила зарождающееся лунное королевство, глава спутника переняла характерный отличительный признак членов-представителей. Фильмом этот ключевой эпизод истории был упущен ради сокращения повествования, дабы уместить его в рамки базовой сюжетной линии. Но известно, что Эндимион и делегация из четверых членов были одеты в костюмы, как у принца, но белого цвета (у Эндимиона синий с металлическими пластинами).
У главы делегации плащ красный, у сопроводителей белые.
Получается, четыре внешних воина, отправляясь на границу Солнечной системы получили похожие плащи, но цвета, характерного для планеты-покровителя: Уран – кобальтово-синий с жёлтой окантовкой по краю; Нептун – бирюзовый с зелёной лентой; Сатурн – тёмно-фиолетовый с тёмно-бордовой линией; Плутон – чёрный с полосой гранатовой расцветки.
Предположительный вариант экипировки внешних Сейлор воинов с плащом

С появлением охранниц только родившейся дочери королевы – принцессы Серенити, плащ внешних был укорочен, а с обретением боевого облачения внутренних воинов, плащи которых были короче, чем у старших соратниц, получил такую же длину. 
Фан-арт к этой статье, датированный 2020 годом. Предположительный вариант облачения иннеров на примере Сейлор Меркурий. Плащ длиной до подколенной ямки. Окантовка состоит из трёх линий

Позже плащи и вовсе укоротились до накидок одинаковой длины у иннеров и аутеров. Форменная одежда была приведена к единому виду, сохранив отличие в цветах.
Фан-арт с предположительным вариантом экипировки внешних Сейлор воинов: плащ укорочен до накидки 

Окантовка накидок внутренних хранительниц состояла из трёх белых линий, у внешних – линия одна, но большей толщины. Эти отличия сохранились и при трансформации накидок в аналог матроски.
Занятно, но Эми Мидзун, став главой Корпорации генетических исследований, сохранила нюансы боевых костюмов не только в своём одеянии, но и одежде телохранителей. Как упоминается в статье первого тома "Занимательная тематическая публикация об одном эпизоде (3)", охрана девушки одета во фраки с золотистой лентой, а у хозяйки та же окантовка, но тоньше и расположена на воротнике.
Выясняется, что костюм учащихся у девчонок и униформа имеют мало общего, а схожая деталь просто является знаковым совпадением. Вообще, японская школьная форма, нашедшая отражение в облике Сейлор воинов, согласно традиционным представлениям в стране появления героев, подчёркивает их женственность и ассоциируется с беззаботной юностью. Но в ЭГО школьный гардероб отсылает к прошлому школы округа Джубан. А вот тенденцию сохранения женственности в милитаризованной вариации одежды стоит осветить детальнее. В начале статьи "Об эстетичности в ущерб прагматизму" упоминается потребность супергероинь заслужить расположение и вызвать симпатию. А здесь будет объяснено соответствие элементов их одежды такому назначению.

С причёсками понятно, но давайте проследуем ниже и присмотримся к бантам, украшающим грудь и пояс сзади. Дарья – моя подруга и вдохновительница этого материала полагала, что бант символизирует бабочку, а это ещё раз сигнализирует о красоте (эти насекомые отличаются пёстрой расцветкой и разнообразием узоров на крыльях, чем притягивают взор наблюдателя) и намекает на возможность полёта носительниц данного аксессуара. Конечно, Сейлоры способны летать (в «Героическом исходе» эта способность была продемонстрирована), но в самом истоке пути становления воинами девчонки не спешили отрываться от земли. Будучи принцессами, передвигались по космосу именно так (режиссёрская версия «Героини» мельком показала полёт принцессы Рейаны, да и Сейлор Юпитер поднималась из бассейна, воспаряя над водой. Даже в ЛВ финальная схватка Сейлоров, что стали главами корпораций, не обошлась без демонстрации данного умения – в разгар битвы с уникумами дамы взмывают, пикируя на противников).
Но всё же бант больше декоративен, и его функция состоит в создании красочного оформления. Презент, будучи преподнесённым, в большинстве случаев оказывается перевязан ярким бантиком.
С той же целью форма воительниц украшается им. То есть, дамы словно преподносят себя в качестве подарка обществу, которое согласились защищать. В случае с платьями принцесс, назначение бантов идентично – будущим обитателям планеты должна становиться яснее божественная природа покровительниц – ведь богиня одаряет тех, кто её чтит, благословением, обещая мудро и справедливо организовывать их жизнь.

Традиционный атрибут женского гардероба – юбка, теряя длину с течением времени, открывала прелесть женщин, дразня созерцателей. Сейлоры приобрели её короткую разновидность – мини-юбку плиссе, которая развевается при движениях, озорно демонстрируя красивые ножки носительницы. Выбор опять же продиктован симбиозом двух функциональных назначений – не стеснять движений и будоражить фантазию смотрящих.
Безусловно, обольстительность нарядов направлена на мужчин, но как вызвать одобрительные взгляды у женской части населения? В данном случае задействуется цветовое и предметное разнообразие гардероба. Взять, к примеру, обувь. У каждой из девочек она различна и отражает индивидуальные предпочтения.
Эта вольность призвана побудить к обсуждению униформы воительниц и перенятию в качестве модной тенденции. Да и миловидность лиц не может оставить равнодушными даже прекрасную половину человечества.

Завершить обзор экипировки Сейлор Скаутов надлежит перчатками до локтя, различающимися цветом манжет, характерным для определённого члена команды. Данная деталь придаёт дополнительную элегантность, а наличие и общая стилистика у каждой напоминает о единстве коллектива. То же назначение у не упомянутых ранее шейных украшений – чокеров. Изначально они имелись у внешних воинов, и конкретно Сейлор Плутон в давние времена, наведываясь на Землю, зародила моду на ношение такого аксессуара у людей. Внутренние воины тогда обитали исключительно в родных пенатах, но форма уже была приведена к единому образцу.
У простых смертных чокеры были украшением знатных дам, так подчёркивалась приближённость к небесным покровителям, главным из которых являлась принимающая разные обличия Плутон. Любопытен факт символизма – ошейник сперва был атрибутом раба. С целью донести идею искоренения насильственной эксплуатации, Плутон внесла этот атрибут в свой гардероб, избавляя ошейник от изначальной ассоциации носителя с рабским положением.


28.11.18

Порфирий Липатов

(Штатный блогер Vension Media Product Company)