[Глава 1] ПАНТЕОН ЭГО. ВНЕДРЕНИЕ
Но немаловажно знать, что внедрённые персонажи «Лунных воинов» не единственные элементы массовой культуры, нашедшие упоминание в ЭГО. Были и ранние прецеденты, но, конечно же, существенно меньших масштабов. О них во второй статье под тем же заголовком.
Персоналии известнейшего японского медиафранчайза Сейлор Мун были представлены в ЭГО как значимые элементы. А шлейф их медийности, тянущийся с девяностых годов прошлого века, создал мощнейшую огласку дебютному появлению на киноэкране. От Голливуда неоднократно поступали предложения о покупке прав на героев, но создательница отказывала кинематографическому магнату. Связано это с её происхождением. Япония территориально изолирована и не имела веками сформированных связей с большими континентами. Сие обстоятельство способствовало развитию замкнутой культуры и привычке защищать её от посягательств чужаков. Хоть в нашем веке глобализация коснулась и далёких регионов Восточной Азии, наследие предков даёт о себе знать даже этим незначительным примером. Уже к середине двадцатого века Япония испытала колоссальное влияние Запада и заимствовала к тому времени некоторые элементы, но с сохранением национальной самобытности. В Европу тоже вскоре проникли восточные веяния. Произошла ассимиляция культур – естественный спутник глобализации.
Что касается наиболее масштабного производителя кино, Голливуд весьма осторожно и вкрадчиво внедрял сюжеты манги и аниме в свою продукцию. Наиболее заметно влияние японских первоисточников на оригинальные идеи сценаристов запада. Масштабных блокбастеров, экранизирующих культовые истории родом из страны восходящего солнца, продюсеры студий опасались ввиду возможности кассового провала. Наиболее известна разве что голливудская версия фильма «Годзилла» 1998-го, повествующая о динозавроподобном монстре, который обрёл экранное воплощение на родине ещё в середине 50-х.
Продаже прав на экранизацию популярного аниме 90-х способствовало грандиозное по цифрам кассовых сборов возвращение культовой саги «Звёздные войны» в 2015-ом. Компания Toei animation, во владении которой находится франчайз Сейлор Мун, пожелала географического расширения маркетинговой базы путём пробуждения ностальгии у фанатов оригинального мультсериала. Компания Disney, завладевшая правами на «Звёздные войны», развернула колоссальную рекламную поддержку возвращению известной космической оперы на экраны. А популярность Сейлор Мун за двадцать лет угасла, и коммерциализировать любовь к ней у фанатов из других стран стало не так просто. Но пример со «Звёздными войнами» указал верное направление в достижении былой окупаемости бренда.
Для начала в 2014-ом была запущена реабилитация аниме-сериала под названием Sailor Moon Crystal. А через два года был удовлетворён интерес со стороны Vension Media Product Company о разрешении на американскую киноадаптацию.
Важно указать, что ранее права на использование персонажей не продавались ввиду монополизации возможной прибыли от их использования. Toei не хотела "утечек" потенциального дохода, которые могли возникнуть в случае коммерческого успеха новых продуктов по Sailor Moon за рубежом. Но ситуация с триумфом «Звёздных войн» («Пробуждение силы» занимает третье место среди самых кассовых фильмов в мире за всю историю кинематографа) дала понять, что американская экранизация позволит расширить состав платёжеспособной фанбазы за пределами страны-владельца.
По сведениям, полученным от VMPc, сумма сделки с Toei animation составила $15 миллионов. В результате были приобретены права на использование в аудиовизуальной, печатной, цифровой продукции ряда персонажей (полный список далее, первым указано жирным шрифтом оригинальное имя в трёх или двух, если японоязычный вариант отсутствует, языковых вариациях; после длинного тире кинематографическая его версия [с переводом на язык производителя этой версии в квадратных скобках]; в круглых скобках названия кинофильмов и момента из них, где появляется данный персонаж):
• Королева Серенити/Queen Serenity/クイーン・セレニティ— королева Серенити [Queen Serenity] («Лунные воины» – флешбэк Миркла Ходэмчиана о жизни лунного королевства Серебряное Тысячелетие; «Героический исход» – мимолётное появление в видениях Сейлор Мун).
• Принц Эндимион/Prince Endymion/プリンス・エンディミオン — принц Эндимион [Prince Endymion] («Лунные воины» – флешбэк Миркла Ходэмчиана, связанный с разрушением лунного королевства Серебряное Тысячелетие);
• Такседо Камен/Tuxedo Kamen/タキシード仮面 — имя не оглашается («Лунные воины» – эпизодическое появление у базы Сейлор воинов и команды Миркла, «Летопись тёмных борцов. Никон Гэрдиан» – промежуточный антагонист Никона);
• Мамору Чиба/Mamoru Chiba/地場 衛 — Дэриен Шелдс [Darien Shields] («Лунные воины» – эпизодическое появление у базы Сейлор воинов после снятия костюма, «Летопись тёмных борцов. Никон Гэрдиан» – один из учеников в классе Никона).
• Принцесса Серенити/Princess Serenity/プリンセス・セレニティ— принцесса Серенити [Princess Serenity] («Лунные воины» – флешбэк Миркла Ходэмчиана о жизни лунного королевства Серебряное Тысячелетие);
• Принцесса Венеры/Princess of Venus — принцесса Минория [Princess Minory] («Героиня» – видение Марии Коробовой в фотостудии);
• Сейлор Уран/Sailor Uranus — Сейлор Уран [Sailor Uranus] («Лунные воины», «Героический исход» – один из центральных персонажей);
• Харука Тено/Haruka Ten'ō/天王 はるか — Харука Тэно [Haruka Tenno] («Героический исход» – один из центральных персонажей).
• Сейлор Нептун/Sailor Neptune — Сейлор Нептун [Sailor Neptune] («Лунные воины», «Героический исход» – один из центральных персонажей);
• Мичиру Кайо/Michiru Kaiou/海王 みちる — Мичиру Кайо [Michiru Kaiou] («Героический исход» – один из центральных персонажей).
• Сейлор Плутон/Sailor Pluto — Сейлор Плутон [Sailor Pluto] («Лунные воины», «Героический исход» – один из центральных персонажей; «Героиня» – кратковременное появление силуэта в цветастой дымке и оглашение имени от Миркла Ходэмчиана);
• Сейлор Сатурн/Sailor Saturn — Сейлор Сатурн [Sailor Saturn] («Лунные воины», «Героический исход» – один из центральных персонажей);
• Сейлор Галаксия/Sailor Galaxia/セーラーギャラクシア — Сейлор Галаксия [Sailor Galaxia] («Героический исход» – один из центральных персонажей).
• Алюминиевая Сейлор Сирена/Sailor Aluminum Siren/セーラー・アルーミナム・セイレーン — имя не оглашается («Героический исход» – одна из жриц любви, появившаяся вместе со следующим по списку персонажем в локации "Наркопритон").
• Свинцовая Сейлор Ворона/Sailor Lead Crow/セーラー・レッド・クロウ — имя не оглашается («Героический исход» – одна из жриц любви, появившаяся с ранее представленным персонажем в локации "Наркопритон").
• Сейлор Мяу (Оловянная Сейлор Кошка)/Sailor Tin Nyanko/セーラー・ティン・にゃんこ — имя не оглашается («Героический исход» – одна из жриц любви, специализируется на БДСМ, появляется в локации "Наркопритон").
• Принцесса Какю/Princess Kakyuu/火球皇女 — принцесса Метеор [Princess Fireball] («Героический исход» – один из центральных персонажей, использовала облик Зинаиды Сердцеедовой).
• Сэйя Ко/Seiya Kou/星野 光 — имя не оглашается («Героический исход» – один из центральных персонажей, "гражданская" версия Сейлор Звёздной Воительницы).
• Сейлор Звёздная Создательница/Sailor Star Maker — Сейлор Звёздная Создательница [Sailor Star Maker] («Героический исход» – один из центральных персонажей);
• Тайки Ко/Taiki Kou/大気 光 — имя не оглашается («Героический исход» – один из центральных персонажей, "гражданская" версия Сейлор Звёздной Создательницы).
• Сейлор Звёздная Целительница/Sailor Star Healer — Сейлор Звёздная Целительница [Sailor Star Healer] («Героический исход» – один из центральных персонажей);
• Ятэн Ко/Yaten Kou/夜天 光 — имя не оглашается («Героический исход» – один из центральных персонажей, "гражданская" версия Сейлор Звёздной Целительницы).
• Луна/Luna/ルナ — кличка не оглашается (представлена среди фонового окружения на мгновение в открывающей сцене «Героического исхода» как пантера).
• Артемис/Artemis/アルテミス — кличка не оглашается (вместе с пантерой, учтённой выше, появляется на мгновение в сцене - предисловии «Героического исхода» как белый тигр).
Изначально для внутренних воительниц гражданские имена были взяты из американской адаптации, а потом к ним добавили ещё и русскоязычную вариацию в эпизоде «Героиня». Но космические стражи рангом повыше остались верны первоисточнику в этом аспекте.
Презент из статьи "Подарок красавице перед крушением гиганта" и впрямь оказался донельзя символичен.
Интересно происхождение и выбор одежды для миссии у Сейлор Старлайтов. Нельзя обойти вниманием причудливое поведение их принцессы, связанное с происхождением.
В фильме сказано, что три воительницы не имеют пола, ибо родом они со странствующей звезды. Тут очевидны параллели со словом "метеор", которым Старлайты обозначают свою принцессу. Далее раскрывается видовые особенности этих инопланетных организмов в сравнении с земными. Защитники царственной особы заимствовали тела погребённых людей, что объясняет их первое появление в виде мужчин, одетых в классические костюмы – эта одежда максимально нейтральна, и надевается на умерших, чтобы с ними попрощались. Костюмом подчёркивается серьёзность мероприятия перед захоронением.
Потом Старлайты меняют одеяние. Вызвано это встречей со жрицами любви в наркопритоне, где знакомство выливается в агрессивное противостояние.
Таким образом, создаётся мотивационная линия побудительных причин: сначала попаданцы просто заимствуют тела погребённых вместе с одеждой, потом сталкиваются с необходимостью самозащиты, и у них закрепляется стереотип облика для боя (встретившись с напавшими на них жрицами, пришельцы полагают, что именно в подобных нарядах принято вести боевые действия на этой планете). Такой ошибочный вывод приводит к тому, что наряды Старлайтов меняются на столь откровенные – они словно переходят на военное положение после встречи с врагом, перенимая стилистику его боевого облачения.
”...три священные звезды, упавшие на Землю...
-Сейлор Звёздная Воительница!
-Сейлор Звёздная Создательница!
-Сейлор Звёздная Целительница!
Мастерское истолкование экстравагантных нарядов вновь подчёркивает самобытность заимствованных героев в ЭГО, что указывает на творческий подход при работе с лицами из другой истории. Поэтому в названии статьи и присутствует слово "внедрение". Обитателей другой авторской вселенной не просто добавили в ЭГО, как узнаваемые медийные образы, их наделили уникальной родословной, связанной с эволюцией и онтогенезом элементов биосистемы этой истории.
Для подтверждения легко рассмотреть биологические признаки гостей из космоса. Они заявляют, что представляют собой семена растений, произрастающих на том самом метеоре. Позже проясняется, почему именно "метеор" является их отчим домом. Галаксия разрушила родную планету Старлайтов, уничтожив всех обитателей, а на небольшом осколке остались четыре представителя доминирующего вида. Этот осколок летел по направлению к Земле, достиг атмосферы, изрядно прогорел во время прохождения, уменьшившись значительно. Внутри чудом остались жизнеспособными те четыре странствующих организма. Сам астероид оказался источником "прелестного света" (дурманящего свечения, играющего роль наркотического вещества. Подробнее в статье первого тома "Освещение тёмных пятен мира ЭГО. Героиня (2)"). На Земле он оказался расколот на несколько мелких фрагментов, в одном притаилось семя принцессы, остальные три попали в почву, где нашли временное пристанище в виде тел похороненных людей. Выбравшись из могил, троица стала искать свою властительницу. А та оказалась в курильнице, принадлежавшей Зинаиде Сердцеедовой. Принцесса Старлайтов опасалась выходить из камня, поскольку ждала повторного нападения Галаксии. Но, заручившись помощью своих подопечных и познакомившись с гостеприимными обитателями планеты в лице команды Миркла, воодушевилась, и вся четвёрка отправилась на дальние рубежи, пытаясь противостоять разрушительнице их мира.
Происхождением этих четырёх представителей инопланетной флоры и объясняется конфликт, произошедший с командой Миркла, когда Вест принёс гостям чай. Землян удивило необъяснимое поведение принцессы, когда та выразила жуткое недовольство принесённым напитком, заявив, что чувствует в нём эссенцию умерших собратьев.
С чего гостья так печётся о засушенных листьях растения, залитых кипятком?
Это напрямую связано с её "растительным" прошлым. Принцесса Метеор ведь такое же растение, но с другой планеты. Вернее, дитя растения – его семя.
Кстати, из особенностей влияния на земные биологические организмы можно сделать вывод, что семена растения-пришельца являются отчасти паразитарной формой жизни (конкретнее говоря, являются факультативными паразитами, которые, как правило, ведут свободный образ жизни и лишь при особых условиях переходят к паразитическому состоянию). Ведь тела умерших людей использовались в качестве оболочек, чтобы выжить в условиях чужеродного места обитания. Но превращение в зомби тел земных носителей – это не единственная способность инопланетных гостей. Принцесса Метеор, например, воспользовалась живым существом – заняла тело Зинаиды Сердцеедовой.
А доказательством того, что Старлайты с принцессой являются сосудами для осколков демонов-братьев, служит их лёгкость в переодевании, а также обладание сверхъестественными силами. Что Старлайты, что принцесса заменяют одежду усилием воли. А таким свойством обладает тёмная материя – физическое проявление тёмной энергии, из которой и состоят демоны-братья.
Осталось только выявить связь между оригинальным происхождением принцессы Метеор и мотивацией создателей фильмов ЭГО в деле придания персонажу такой истории появления.
Для этого ниже приводится выдержка статьи, в которой просматриваются явственные параллели с кинематографическим вариантом облика героини.
... смысл имени Принцессы Какюу немного другой. "Kakyu~" значит "болид", "огненный шар", а не "метеор", хотя болид это тоже метеор, но обладающий чрезвычайной яркостью. Из манги известно, что три сейлор воина хранителя звезды Кинмоку прибывают на нашу планету в виде падающих звёзд, т.е. метеоров.
Также представляя себя, Воительница, Создательница и Целительница используют в анимэ одну и ту же фразу. В нашей ТВ версии она звучала как:
"Я странствующий метеор, разрезающий тьму!"
Эту фразу можно перевести и как: "Я странствующая падающая звезда, прорезающая тьму!"
В обоих случаях перевод верный. Т.е. сами сейлор звёздные воины называют себя метеорами (падающими звёздами).
Отсюда следует, что прибывшие на нашу планету жители другой звезды связаны и в аниме и в манге с метеорами самым непосредственным образом. Однако, видимо, Наоко Такэучи хотела выделить Принцессу и поставить её выше её воинов-хранителей, связав её с "ярким огненным шаром", "ярчайшим метеором", а трёх сейлор воинов - просто с метеорами.
Метеоры светятся в земной атмосфере, но сами не возникают в ней, а попадают в неё извне, из мирового пространства. Метеоры - это гости нашей планеты, странники в безвоздушном пространстве, но гостят они у нас кратковременнее, чем живут мотыльки в летний день. Влетая со скоростью десятков километров в секунду из безвоздушного пространства в атмосферу, под действием сопротивления атмосферы они накаляются, превращаются в пар и, ярко светясь в течение какой-нибудь секунды, "растворяются" в воздухе.
Съёмки эпизода «Героический исход» (2018). Адель Феоктистова предстаёт в новом амплуа – принцессы Метеор
"Среди метеоров иногда наблюдаются чрезвычайно яркие, уже не "падающие звёзды", а скорее летящие огненные шары, бывающие видимыми даже днём. Их называют болидами. И вот бывает, что в том месте, где болид заканчивает свой блистательный полёт, возникает тёмное облачко, и на землю падает камень. Земли достигают только более крупные камни, не успевшие полностью испариться при своём полёте сквозь атмосферу.
В связи с "огненным шаром" всегда возникает образ чего-то красного, видимо, поэтому основной цвет Принцессы Какюу - красный: красные глаза, красные волосы и красное платье.
Но мотив "огненного шара" не единственный мотив её персонажа. Никого не оставляют без внимания цветы, которыми украшены её волосы, её головной убор, её уши.
Новая персона последнего эпизода – принцесса Метеор с планеты Оливия в исполнении Адели Феоктистовой. «Героический исход» (2018)
Однако, обычно японское слово kinmokusei является японским названием Оранжевой Сладкой Оливы или Ароматной Оливы, растения семейства маслиновых со сладким запахом, цветущему гроздьями, точно как сирень, которая принадлежит к тому же семейству. Выражение "Kinmokusei no Purinsesu" можно, таким образом, перевести ещё и как "Принцесса Ароматных Олив" (или Ароматной Оливы) или "Принцесса Оранжевой Сладкой Оливы" (или Оранжевых Сладких Олив), т.к. в японском не уточняется множественное или единственное число.
В манге Принцесса говорит о том, что она "царственная принцесса Какюу, высшее лицо Королевства Танкэй звезды Кинмоку" - "tankei o~koku" значит "Королевство Танкэй", "tankei" это японское прочтение китайских иероглифов, используемых для обозначения той же самой Оранжевой Сладкой Оливы. Поэтому речь Принцессы Какюу представляет собой такой многослойный каламбур с множеством значений.
Возможно, хотя я не знаю наверняка, цветы ароматной оливы используются при курении благовоний на востоке, и поэтому Наоко Такэучи связала Принцессу Какюу с курильницей. Но это лишь предположение.
Прислужницы главной злодейки Сейлор Галаксии, знакомые по первоисточнику, оказались преображены в фильме, представ как заготовки, созданные для половых утех. Так саркастично были обыграны их откровенные наряды. Ведь в киновселенной ЭГО дали толкование причудливой одежде девчонок в матросках (статья "Об эстетичности в ущерб прагматизму"). И даже антагонистки, которые в кино оказались не связаны враждой с главными героинями, обрели собственную коннотацию облика. Эти детали делают фильмы серии чрезвычайно самобытными.
Жрицы любви, одетые идентично персонажам вселенной Сейлор Мун: Сейлор Мяу, Свинцовая Сейлор Ворона, Алюминиевая Сейлор Сирена, Стальная Сейлор Мышь. Появляются, когда действие фильма разворачиваются в наркопритоне. Исполнительницы ролей (порядок перечисления имён совпадает с расположением фото): Брайт Тэлкер [Bright Talker](кошка), Мириам Флай [Myriam Fly](ворона), Ассагиро Тансансуи [Аsagiro Tansansui](сирена), Эмили Сайлент [Amely Silent](мышь).
Ещё символичны два пернатых представителя, которые кружат под потолком в том же зале, где снизу бродят Луна с Артемисом. Когда птиц подзывает Рэй Хино, они садятся на перила и ластятся о руку хозяйки. В соотношении с девушкой выглядят они гигантами. Та же гиперболизация, что и с кошками, постигла воронов в фильме. В оригинальной графической истории – манге эти птицы зовутся Фобос и Деймос (как и два естественных спутника планеты Марс), они – защитники Рэй, и способны принимать человеческую форму. В аниме стали ручными воронами без особых фантастических черт. В кино учтены обе вариации: изначально Фобос с Деймосом являлись сопровождением принцессы Рейаны и так же обладали внушительными размерами, состоя, при этом, из тёмной материи. В земной же версии – это два ворона в единственном экземпляре, выведенные усилиями генетической инженерии по заказу Рэй Хино. Первая вариация показана в режиссёрской версии «Героини» во флэшбэке Марии Коробовой, когда Маша просматривает прошлое Марса: возвратившуюся в замок Рейану сопровождают два гигантских ворона, которые, как только ноги хозяйки касаются поверхности балкона, садятся на постаменты его колонн и обращаются белыми статуями. Второй раз их можно увидеть во вступительной сцене «Героического исхода» при обстоятельствах, описанных выше.
Но в мир ЭГО не совсем вписывается оригинальная роль волшебных птиц и кошек. Поэтому появление животных – чистейший фан-сервис.